Выбор партнера

,

Выбор партнераКонечно, выбор партнера уже не был обусловлен согласием рабовла­дельца. Но на каких основах строилась свободная теперь негритянская вест — индская семья? Надо сказать, что споры но этому поводу не утихают и по сей день. Существует, например, своего рода традиционная точка зрения, впря­мую связывающая семейную модель вест-индских негров с африканскими традициями. Колониалистское истолкование последних окрашено в явно ра­систские тона. Отсюда и утверждение об „извечной распущенности” негров и т. п. Однако „африканскую” теорию вест-индской семьи развивали и под­держивали серьезные ученые, в первую очередь Херсковиц. Его концепция, достаточно хорошо известная, сводится к тому, что матрифокальная семья на Карибах возникла под влиянием западноафриканской семейной модели (хотя и подвергнутой креолизации). Эта точка зрения вызывала и вызывает критику. Основное возражение формулируется примерно так: поскольку у большинства народов Западной Африки семья носила патриархальный характер, главная посылка Херско — вица и его сторонников не подтверждается фактами. Кроме того, продолжа­ют критики, за столетия рабства африканское наследие сохранить было практически невозможно. Однако исследования 70-х годов несколько приглушили эту критичес­кую волну. Более детальное рассмотрение семьи периода рабства привело многих специалистов к убеждению, что сами условия того времени, когда семья по произволу хозяииа в любой момент могла прекратить свое суще­ствование, стимулировали развитие матрифокальной модели. Более того, та­кие авторы, как Гатман и Крэтон, пришли к выводу, что сложившаяся на плантациях ситуация не может быть охарактеризована просто как навязывание рабам непривычной и незнакомой им модели, что матрифокальная семья, хотя и претерпевшая определенную модификацию в период рабства, имела „исторические прецеденты в Африке”. Мнения эти разделяются далеко не всеми. Представляется, однако, что в аргументах названных авторов есть рациональное зерно и безоговорочно отбрасывать африканский компонент формирования вест-индской негритян­ской семьи не следует. По-видимому, подтверждает такой взгляд и длитель­ное подкрепление африканских традиций в результате постоянного притока все новых и новых партий рабов. Некоторые оппоненты этих теорий пыта­ются сблизить семейный обычай вест-индских негров с явлениями, харак­терными для средневекой Англии. Показательно даже само название одной из таких работ (она была посвящена Барбадосу) — .Английские поселяне с черной кожей”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *