Цель брака

Цель бракаЦелью брака, как официально, так и в общественном мнении, является создание и ведение общего хозяйства, рождение и воспитание детей. Поле­вые работы в горном перуанском департаменте Уанкавелика выявили, что общинники — и индейцы, и метисы — видят обусловленность создания семьи половым разделением труда (господствующим не только в этом де­партаменте, но и во всей горной зоне и в сельве; на побережье и в круп­ных городах указанное требование проявляется в ослабленном виде). Как и в традиционных обществах всего мира, только после женитьбы мужчина может считаться полноправным членом общества; холостой человек, по ке — чуанскому определению, „не полон”. Тот же принцип полового разделения труда приводит к тому, что мужчина, согласно общественному мнению, не может жить один, так как готовить и исполнять домашние работы ему неп­рилично — это дело женщин; женщина же может жить одна, так как, по­мимо работы по дому, она имеет право (а чаще всего обязана) помогать мужчине в поле либо работать сама. Последнее обстоятельство, вероятно, привело к тому, что формально господствующая моногамия являет собой в сельской местности, по опреде­лению Р. Болтона, „серийную моногамию” (monogamia en serie) из-за довольно частых разводов в ранние годы и повторных браков, а также из-за высокого уровня смертности. Обычно мужчина остается вдовцом не более года, а за­тем вступает в новый брак. Полигамия была распространена среди чилий­ских мапуче еще во второй половине прошлого века; сейчас она встречает­ся в горных районах Боливии и Перу, но не одобряется обществом — да и то, насколько можно судить, речь идет об одном официальном браке и дру­гом фактическомСемейный дом

Основной единицей как на практике, так и в терминологии является так называемый семейный дом (wasi-familia), совпадающий с рамками нук­леарной семьи, но он же может временно охватывать и другие родственные группы. Саму нуклеарную семью на кечуа нередко называют этим терми­ном. Вопрос о сотношении форм семьи будет рассмотрен ниже; но и о нем, и о других проблемах изучения семьи в андских странах следует ска­зать, что при достаточном числе конкретных этнографических исследований (преимущественно в горной и лесной зонах) экстраполяция полевых данных на весь регион весьма условна. Попытки же обобщения, проявляющиеся в латиноамериканской историографии (по крайней мере известные нам), стра­дают декларативностью и не поднимаются на уровень конкретных работ. Согласно законодательству, в большинстве андских стран гражданская зрелось наступает в 18 лет; с этого возраста человек может вступать в брак. В Перу Гражданский кодекс позволяет в случае необходимости зак­лючать брак с согласия властей и в более раннем возрасте: женщине — с 14 лет, мужчине — с 16. Фактически же в сельских общинах Сьерры это нормальный возраст для создания семьи, но по экономическим резонам сро­ки колеблются от 15 до 17 лет для женщины и от 16 до 20 для мужчи­ны. Вступая в брачный возраст, девушки меняют прежнюю одежду на „взрослую”, ярких цветов; в поселке Тупе (кечуа провинции Яуйос, Перу) девочки в раннем возрасте носят метисное платье, что не характерно, а при достижении брачного возраста меняют его на традиционную индейскую одежду. Тем самым еще раз проявляется мнение, что до брака (хотя бы потенциального) человек, в сущности, не „настоящий” и лишь по вступле­нии в определенную возрастную группу он принимает культурные нормы данной группы и становится полноправным. Юноши колья (аймара) в 17— 18 лет начинают носить белую накидку до полутора метров длиной, вид­ную, как и девичьи одежды, издалека. Новые одеяния свидетельствовали любому, что их носитель может принимать ухаживания и сам ухаживать — необходимый добрачный период с достаточно стандартизованными нормами поведенияПробный брак

Среди андеанистов нет единодушия в оценке такого характерного для всех традиционных обществ региона явления, как пробный брак: большин­ство считает его одной из форм брака, однако заслуживает внимания пред­ложение Р. Болтона рассматривать его как один из этапов создания семьи, в одном ряду с долгим периодом ухаживания, сговором, брачными церемо­ниями. Действительно, церковное и гражданское оформление брака может считаться привнесенным элементом; консенсуальный же с согласия родите­лей и традиционных властей существовал еще в доиспанское время, судя по тому что упоминания о нем мы находим в документах XVI В. Первое упоминание о пробном браке у индейцев относится к 1539 г., через семь лет после прибытия испанцев. Суть пробного периода четко сформулирова­на в одном из указов вице-короля де Толедо: „Поскольку почти всеобщим является среди индейцев обычай не жениться без того, чтобы прежде по­знакомиться, договориться, или поговорить некоторое время, и вести схо­жую с семейной жизнь меж ними, как если бы истинную, и им кажется, что если муж прежде не познал свою жену… то после того, как они же­нятся, не будет меж ними мира, довольства и дружбы”. Период пробного брака может быть различной протяженности. Часто он длится до рождения первого ребенка или до тех пор, пока жена не увери­лась в беременности; иногда до 2—3 лет, которые уходят на то, чтобы нако­пить деньги для оплаты регистрации брака, последующих церемоний, по­стройки собственного дома, покупки земли и т. п. Пробный брак на кечуа имеет два названия: „сирвинакуй” и „тинкунакуй”. Перуанский исследова­тель Р. Маклин-и-Эстенос видит в первом испанизированную форму (или кечуанизированное испанское слово), означающую взаимную службу супру­гов, во втором же (с корнем, означающим „доверие”) — значение интимного объединения двух людей. Результатом „сирвинакуй” или „тинкунакуй” мо­жет быть и расхождение „пробных супругов”, но, судя по всему, это слу­чается не чаще, чем развод (очень легко оформляемый) после формального брака.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *